Работа с обращениями граждан

 Если вы решили обратиться в полицию…

 Своевременная регистрация, учет заявлений, сообщений о правонарушениях и иной информации о происшествиях, их оперативная проверка и законное разрешение являются залогом успешной работы органов внутренних дел по раскрытию преступлений, изобличению виновных, предупреждению преступлений, охране прав и свобод граждан.

Вступление в действие 11.08.2012 года Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и рассмотрению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, существенно повышает эффективность работы по обеспечению личной и общественной безопасности, охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений, для чего органы внутренних дел круглосуточно принимают и регистрируют все заявления, сообщения о преступлениях и иных сообщениях, угрожающих личной или общественной безопасности.

 Краткое описание порядка предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии;

- регистрация заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии;

- разрешение заявлений о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, включающее в себя их рассмотрение и принятие по ним решений, предусмотренных законодательством РФ и Административным регламентом;

- информирование заявителей о результатах предоставления государственной услуги.

Результатом предоставления государственной услуги является принятие сотрудниками органов внутренних дел следующего решения:

- о возбуждении уголовного дела;

- об отказе в возбуждении уголовного дела;

- о    передаче    заявления    (сообщения)    о    преступлении    по  подследственности или заявления по подсудности в суд по делам частного обвинения;

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

- о   вынесении   определения   об   отказе   в   возбуждении  дела  об административном правонарушении;

- о   передаче   заявления   (сообщения)   о   происшествии   по подведомственности;

- о  передаче  заявления  (сообщения)  о  происшествии в иной территориальный орган внутренних дел по территориальности;

- о приобщении заявления (сообщения) о происшествии к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;

- о приобщении заявления о происшествии к материалам специального номенклатурного дела;

- о передаче заявления в подразделение делопроизводства и режима.

Существует строго определенный порядок приема заявлений, сообщений граждан – информация о происшествиях, вне зависимости от места и времени их совершения, а также полноты содержащихся в них  сведений и формы представления, принимается и регистрируется непосредственно при поступлении в любом органе внутренних дел круглосуточно сотрудниками дежурных частей. Сотрудники органов внутренних дел не вправе отказать в приеме сообщения или заявления, ссылаясь, что противоправное деяние совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Гражданин информацию о происшествии в орган внутренних дел может сообщить письменно, путем направления соответствующего заявления по почте, устно по телефону, устно при непосредственном обращении к сотрудникам дежурной части органа внутренних дел, в этом случае сотрудник дежурной части составляет протокол принятия устного заявления о преступлении, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.

Если гражданин лично прибыл в орган внутренних дел для подачи заявления о преступлении, он должен обратиться в дежурную часть органа внутренних дел. Следует вновь отметить, что сотрудники дежурной части не вправе отказать в приеме заявления и также не вправе направлять заявителя для подачи заявления к другим сотрудникам органа внутренних дел (участковому уполномоченному, оперативным и другим сотрудникам полиции). Только сотрудники дежурной части в данном случае принимают и регистрируют заявления и кроме этого они обязаны оформить и выдать заявителю документ о принятии заявлении, так называемый талон-уведомление. В талоне-уведомлении указываются: сведения о лице, принявшим заявление, регистрационный номер заявления в дежурной части органа внутренних дел, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата и подпись, инициалы и фамилия сотрудника дежурной части.

Вне служебных помещениях органов внутренних дел, а также где нет дежурных частей, сообщения о правонарушениях и иной информации о происшествиях наряду с участковыми уполномоченными полиции обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, находящиеся при исполнении служебных обязанностей. Они не вправе отказываться от её приема под предлогом, что обслуживают другую территорию или сообщаемые сведения недостаточны для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам. Полученные при этом ими сообщения передаются в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел по территориальности и при необходимости принимаются меры к предотвращению либо пресечению преступления, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия.

Заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства (канцелярию, секретариат) органа внутренних дел по почте, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи регистрируются по правилам делопроизводства, а затем передаются  в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ по заявлению (сообщению) о преступлении в срок не более 3-х суток,  в исключительных случаях – в срок не более 10 суток, а при проведении ревизий, документальных проверок – в срок не более 30-ти суток со дня его поступления в орган внутренних дел должно быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности.

В обязательном порядке материалы проверки и копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляются прокурору для проверки обоснованности и законности его вынесения. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

По результатам рассмотрения заявления (сообщения) об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений: о возбуждении дела об административном правонарушении; о вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении; о передаче материалов на рассмотрение по подведомственности.

По результатам рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии принимаются следующие решения: в случае выявления признаков преступления у лица, сообщившего о нем, отбирается (составляется) соответствующее заявление о преступлении; в случае выявления поводов к возбуждению дела об административном правонарушении и составляются протоколы об административных правонарушениях или возбуждаются дела об административном правонарушении. Если по результатам рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии признаки преступления, административного правонарушения не установлены, то принимается решение о приобщении материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Письменные обращения заявителей, поступившие в дежурную часть территориального органа, которые подлежат рассмотрению в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан в системе МВД России, по резолюции руководителя территориального органа передаются в подразделение делопроизводства. В КУСП вносится регистрационный номер учетной формы подразделения делопроизводства и дата перерегистрации.

В обязательном порядке информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи), при этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Информация о принятом решении по заявлению о преступлении, об административном правонарушении и о происшествии, поступившему в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по указанному адресу электронной почты, в письменной форме по указанному почтовому адресу, а по заявлению, поступившему через Единый портал, направляется с использованием информационной системы в личный кабинет заявителя, созданного на указанном портале.

Кроме заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях органы внутренних дел рассматривают предложения, заявления, жалобы граждан не связанные с преступными посягательствами. Такие заявления разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган внутренних дел, а не требующие дополнительной проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. В случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребования дополнительных материалов, сроки разрешения могут быть  продлены, но не более чем на один месяц.

Заявитель имеет право обжаловать действия работников органов внутренних дел, связанные с принятием и рассмотрением  заявлений, сообщений, жалоб, начальнику органа внутренних дел, в вышестоящий орган внутренних дел, прокуратуру, суд.

Заявитель имеет право на получение исчерпывающей информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, если это не противоречит законодательству РФ, не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

По результатам рассмотрения заявления, в котором обжалуются решения и действия (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, принятые в ходе предоставления государственной услуги, вышестоящее должностное лицо органа внутренних дел может вынести следующие решения:

- о признании обжалуемого принятого решения, совершенных действий (бездействия) незаконным и отмене принятого решения.

- об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Ответ на жалобу не дается, если:

- в жалобе не указана фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- текст жалобы не поддается прочтению;

- в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, в связи с чем, заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления своим правом;

- ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, при этом заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в жалобе вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

- в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу ранее направленных жалоб, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства. В этом случае начальник территориального органа МВД России вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

Для разъяснения населению порядка приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений о правонарушениях и иной информации о происшествиях в местах, доступных для посетителей территориальных ОВД, размещается информация, содержащая сведения о порядке приема, регистрации и разрешения сообщений о правонарушениях и иной информации о происшествия, о правах заявителя, а также служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о правонарушениях и иной информации о происшествиях.

С жалобами на отказ в приеме заявлений и сообщений о преступлениях, а также о своем несогласии с принятыми по заявлениям и сообщениям о преступлениях заявителю следует обращаться к начальнику территориального ОВД по соответствующему телефону, в прокуратуру района или в районный суд. 

Еще раз напоминаем адрес сайта Единого портала государственных услуг – www.gosuslugi.ru

 Отдел контроля УРД штаба УМВД области

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России